Что скрывает название Китай-город?

Один из длинных подземных переходов станции метро «Китай-город» выводит на старинную московскую улицу Варварку (с 1933 по 1990 г.г. улица Разина) к длинному пятиэтажному дому. Мало кто замечает среди огромного количества ярких вывесок, облепивших фасад здания, маленькую скромную табличку на углу, надпись на которой свидетельствует, что здесь стояла Проезжая башня Варварских ворот, а в ней жил почитаемый москвичами Василий Блаженный.

Церковь св. великомученицы Варвары на Варварке, 1516 г., архитектор Алевиз Новый
Церковь св. великомученицы Варвары на Варварке, 1516 г., архитектор Алевиз Новый

С этими воротами, еще раньше называвшимися Всесвятскими, связан один драматический эпизод из истории Москвы. Случилось это во время чумы 1771 г. В городе царили страх и паника. Кто-то пустил слух, что висящая на стене башни Варварских ворот икона Боголюбской Божьей Матери обладает чудотворной силой, спасающей от болезни. Рьяные священнослужители сняли икону со стены и ежечасно устраивали около нее молебны. Толпы народа стекались сюда со всей Москвы в надежде на спасение. Понятно, что в результате такого массового скопления людей, да еще и непременного прикладывания к святыне, разгул чумы достиг апогея. Московский архиепископ Амвросий, один из образованнейших людей своего времени, распорядился убрать икону, а ящики с собранными деньгами опечатать. В наэлектризованной паникой средневековой толпе вспыхнул бунт. Амвросия, который пытался скрыться от разъяренных преследователей в Донском монастыре, буквально разорвали на куски. Эпидемия со временем стихла, унеся с собой тысячи жизней, а след от этого события остался. Каждый год, 15 июня, в течение почти 150 лет, вплоть до революционных перемен, православные священники служили ночной молебен перед этой иконой в память избавления Москвы от чумы.

Считается, что название Варварка произошло от церкви Святой Варвары, не той, с которой сейчас начинается улица, построенной Родионом Казаковым в 1796–1804 г.г., а еще более древней, деревянной, возведенной Алевизом Новым в 1516 году. До этого улица именовалась Варьской.

Варьская улица проходила вдоль гребня высокого холма, называвшегося Псковской горой, и была частью дороги, соединявшей Москву с городом Владимиром. Именно по ней возвращался в Кремль после победы на Куликовском поле Дмитрий Донской в 1380 году. Тогда знаменитой Китайгородской стены с воротами еще не было. Улицу, застроенную деревянными домами и церквами, пересекал ров, отделявший укрепленную часть города от его слобод. Каменную стену для защиты от врагов, огораживающую площадь более 50 Га, построили позже, в XVI веке, по приказу матери Ивана Грозного, великой княгини Елены. Тогда же и возникло название Китай-город, до сих пор ставящее в тупик исследователей. Больше всего ученые склоняются к возможности происхождения названия от слова «кита» — плетеная из хвороста и соломы веревка или решетка, применяемая раньше для строительства валов и других укреплений. Но есть и другая версия. Монгольское слово «китай» значит середина. Китай-город — «срединный город» — тоже вполне соответствует истине, поскольку район этот, прилегающий к Кремлю, входит в центральную, срединную часть города.

Издавна Китай-город, который еще называли Великим посадом, являлся торговым центром Москвы. Его три основные улицы, Никольская, Ильинка и Варварка, были буквально пронизаны торговыми рядами.

Местность, лежащая ниже Варварки, так и прозванная Зарядье, по планировке и застройке сильно отличалась от центральной нагорной части Китай-города. Небольшие дома с маленькими комнатами, вход в которые вел с пристроенных длинных галерей, или, как их называли «галдереек», стояли очень скученно, образуя целую сеть узких, кривых переулков. Это был мир мастеровых и мелких торговцев. Летом на «галдерейках» сапожники стучали молотками, скорняки возились с мехом, портные шили, а по праздникам здесь же собирались петь песни.

Тотальный снос Зарядья, начатый еще до войны, а закончившийся в 50-х годах нынешнего века, изменил облик улицы до неузнаваемости. Построенное здесь в 1964–1967 г.г. огромное, сверкающее стеклом здание гостиницы «Россия» безнадежно испортило вид старой Москвы.

После реконструкции Варварка превратилась в единственную в своем роде улицу в Москве, на которой существует два параллельно идущих уровня. Как в гигантском археологическом раскопе, на нижнем уровне располагается древняя часть города с вереницей палат и монастырских построек. На верхнем — цепь старинных церквей и зданий знаменитых торговых рядов из более поздних времен. Разнообразие архитектурных форм прошлых столетий и, наконец, огромный, геометрически простой объем стеклянно-дюралевой гостиницы середины нашего века, соединившись на одной улице, сделали Варварку улицей контрастов.

Уникальную цепь памятников старины открывает, если идти по Варварке по направлению к Кремлю, небольшая пятиглавая церковь Георгия «что на Псковской горе», стоящая здесь с середины XVII века.

Поселения псковских ратников с семьями, расположенные когда-то на этом древнем холме, определили название местности и храма. Благодаря броскому красно-белому декору церкви, увенчанной синими с золотыми звездами куполами, она смотрится яркой детской игрушкой на фоне громады многоэтажной гостиницы. К храму примыкают колокольня и трапезная, построенные почти два столетия спустя, уже совершенно в другом, так называемом, псевдоготическом стиле.

Церковь Георгия на Варварке, середина XVII века
Церковь Георгия на Варварке, середина XVII века

Дальше, за церковью Георгия, начинается территория старинного Знаменского монастыря, перерезанная изогнутыми транспортными пандусами, нависающими над стоящими глубоко внизу древними постройками. Во второй половине XVI века здесь была обширная усадьба богатого боярина Никиты Романова, внук которого Михаил Федорович был избран в 1613 году на царство и стал родоначальником династии Романовых. Приняв сан полноправного властителя огромной страны, Михаил Романов переселился в Кремль, а в унаследованной родовой усадьбе основал Знаменский монастырь, пользовавшийся царским покровительством все последующие годы своего существования.

Наиболее древнюю историю на этой территории имеет удивительное здание, известное москвичам как «Палаты бояр Романовых».

Оно состоит из трех разных частей, принадлежащих разным эпохам. Белокаменные подвалы бывших Романовских палат XVI века стали основанием для постройки на них в XVII веке кирпичного здания монастырских казенных келий со сводчатыми перекрытиями. А еще через 200 лет, уже в середине XIX века, император Александр II решил устроить в своей родовой вотчине музей «Дом бояр Романовых». Палаты были расчищены от поздних наслоений, тщательно обмерены и отреставрированы. По проекту придворного архитектора Ф. Ф. Рихтера, воспользовавшегося историческими аналогами, надстроили третий деревянный этаж в виде теремка с высокой крышей. В комнатах поставили богатые изразцовые печи, настелили паркет, стены обили дорогой парчой с царскими вензелями. После революции царский музей превратили в Музей старого русского быта, по сей день сохраняющего для нас подлинные предметы давно прошедших лет.

Открыть для себя чудо двухъярусного пятиглавого Знаменского собора можно, лишь спустившись вниз и подойдя к нему поближе. Долгое время имена древних зодчих, поставивших этот строгий, почти суровый храм, были неизвестны. Лишь в середине XIX века, во время ремонтных работ, реставраторы обнаружили подлинные строительные документы XVII века, замурованные в стене. Из чудом сохранившихся подрядных записей стало ясно, что строили собор Знамения Божьей Матери, «что на Государевом старом дворе» в 1629–1631 г.г. костромские «каменных дел подмастерья со товарищи» Григорий Анисимов и Федор Григорьев. Сегодняшний облик храма, не раз за время своего существования подвергавшийся переделкам, сильно отличается от первоначального. В конце XVIII века была произведена серьезная его реконструкция, имя автора которой неизвестно, но есть основания предполагать, что создателем нового интерьера был знаменитый М. Ф. Казаков. Особенно впечатляет резкий переход от суровых форм фасада к полному света и воздуха, вполне светскому, центральному залу. Совсем недавно в стенах этого зала, украшенного пилястрами и изящными медальонами с венками и лентами, проводило свои собрания «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры». Сейчас собор и расположенный за ним Братский корпус, работы тех же костромских зодчих, переданы в ведение Патриарха.

Одним из самых замечательных памятников в коллекции Варварки является здание Старого Английского двора, буквально утонувшее в склоне холма. Сотни лет оно скрывалось в гуще поздних пристроек.

Некоторые исследователи считали его совсем исчезнувшим с лица земли. Но нашлись и другие, те, которым опыт и знания подсказывали обратное. Коллектив архитекторов-реставраторов, возглавляемый видным ученым П. Д. Барановским, совершил чудо. Они не только нашли здание, спрятанное внутри обычного 4-этажного дома, но и, очистив его от вековых наслоений, бережно восстановили, показав высокий класс отечественного искусства реставрации. Возрожденный буквально из небытия Старый английский двор является уникальным памятником гражданского зодчества эпохи Ивана Грозного. Простые беленые стены, почти лишенные украшений, с маленькими средневековыми окнами в те времена служили и складом товаров для английских купцов, торговавших с Московией, и местом размещения послов, и приютом для приезжих англичан с семьями.

Противоположная сторона Варварки несет в своих постройках и даже в названиях переулков, Хрустального и Рыбного, память о своем торговом прошлом. Здесь сохранились здания Средних торговых рядов конца XIX века (архитектор Р. И. Клейн), и знаменитого Старого Гостиного двора, существовавшего на этом месте с XVI века.

За прошедшие столетия его многократно перестраивали, восстанавливали и отстраивали заново. Известно, что в 1786 году московский главнокомандующий граф А. Брюс докладывал Екатерине II, что «…двор пришел в совершенную ветхость, как-то кирпич и белый камень из стен вываливаются…», что не только торговцы под угрозой обвала, но и «проходящие и проезжающие подвергаются крайней опасности, а паче от находящихся на воротах башен, которые совсем наклонились». Тогда и приступили к строительству нового здания по проекту выдающегося мастера классицизма Джакомо Кваренги. В плане Гостиный двор представляет собой огромную трапецию, занимающую целый квартал, с большим внутренним двором. Высокие мощные колонны, между которыми, как в ячейках, были устроены отдельные лавки с набором определенных товаров, мерный ритм арок фасада и просторные внутренние галереи, идущие по всему периметру, послужили образцом для десятков гостиных дворов многих провинциальных городов России. Долгие годы нынешнего века здание, функционально предназначенное для торговли, было занято десятками мелких контор, не раз перекраивавших его под свои нужды. Сейчас, как известно, Старый гостиный двор москвичам вернули. Удалось и колорит прошлого сохранить.